100ТР
про
50
100а

COVID-19

Обзор и сравнение методов дезинфекции

В мировой практике существует несколько основных методов обеззараживания и дезинфекции поверхностей:

  • распыление хлорсодержащих либо полимерных веществ;
  • обработка помещений ультрафиолетом;
  • озонирование.

Рассмотрим каждый из этих методов дезинфекции более подробно.

Основные положительные и отрицательные стороны использования методов дезинфекции представлены в таблице.

Метод дезинфекции

Распыление хлор содержащих/полимерных веществ

Обработка ультрафиолетом (УФ)

Озонирование

Остаточные вещества

Оставляет на обрабатываемой поверхности плёнку из распыляемого вещества.

Не оставляет после себя веществ на поверхности.

Не оставляет после себя веществ, полностью распадается до кислорода.

Использование в присутствии людей

Не допускается.

Не допускается.

Не допускается.

Дезинфекция поверхностей.

Присутствует человеческий фактор, зависит от величины дисперсии и качества обработки. Оставляет после себя плёнку на поверхностях.

Обрабатываются только поверхности, куда попадают УФ-лучи. В тени без лучей не обеспечивается обеззараживание.

Озон заполняет собой всё пространство и соприкасается со всеми поверхностями. Проникает во все труднодоступные места, включая мягкую обивку сидений т.д.

Одновременная дезинфекция воздуха.

Не осуществляется и не представляется возможной, так как дезинфекция осуществляется непосредственно ручным способом людьми.

Осуществляется частично: только той части воздушного пространства, через которое проходят УФ-лучи. Для эффективного обеззараживание необходима производительность вентилятора облучателя, который может обеспечить до 4-6 кратного обновления воздуха в помещении или салоне. Не всегда это технически возможно обеспечить.

Осуществляется полностью, так как молекулы газа озона наполняет всё дезинфицируемое пространство, также используется принудительная вентиляция воздушного пространства для более равномерной дезинфекции. Озонатор размещается на потолке, так как молекулы озон тяжелее воздуха, то как под действие вентилятора, так и естественным путем молекулы озона проходят через все пространство салона транспорта.

Использование при отрицательных температурах.

Не допускается. Ограничения обусловлены физическими свойствами распыляемого раствора, который применим только в узком температурном диапазоне.

Не допускается. Так как эффективность работы УФ лампы снижается от 30% до 40% в зависимости от окружающей среды, температуры и влажности. Рекомендованный диапазон использования от +10° до +35°.

Допускается. Так как озон сохраняет газообразное состояние до температуры -112°С, а озонирующие элементы в силу физических процессов образования холодной плазмы самостоятельно прогреваются до температуры не более +65°С.

Наличие расходных материалов при дезинфекции.

Да, распыляемый раствор является расходным материалом при дезинфекции.

Расходные материалы отсутствуют, так как УФ-лучи образуются в запаянной колбе (лампе). Сама по себе лампа является расходным материалом и имеет ограниченный ресурс до 7000-9000 часов, но в случае неправильной эксплуатации: несоответствующий температурный режим, влажность, запыленность лампы, нестабильная электрическая сеть, ресурс значительно снижается - до 50% при совокупности отрицательных факторов.

Расходные материалы отсутствуют, так как озон генерируется из кислорода озонируемого воздушного пространства.

Необходимость обслуживания средства дезинфекции.

Да, присутствует постоянная необходимость пополнения распыляемого вещества.

Да, необходимо протирать УФ-лампы от пыли раз в семь дней, иначе их эффективность падает за короткое время до 30%-40%.

Нет, так как поверхность озонирующих элементов очищается от пыли принудительным обдувом, который также обеспечивает более равномерное распределение озона в дезинфицируемом пространстве.

Возможность стационарной установки на транспорте оборудования для дезинфекции методом распыления/ облучения.

Нет технической возможности установки автоматизированной системы для распыления дезинфицирующих растворов по всему салону.

Установка возможна, но ультрафиолетовые лампы, как основной элемент, не имеют вибрационной стойкости, что может привести к частой замене ультрафиолетовых ламп и отсутствии экономической целесообразности.

Возможна стационарная установка системы озонирования, стойкой к высоким вибрационным нагрузкам на транспорте.

 

В чем преимущества озонирования?

На основании описанных особенностей каждого из основных методов дезинфекции следует, что озонирование является наиболее эффективным способом дезинфекции для применения на пассажирских транспортных средствах.

Озон оказывает более активное действие по сравнению с хлором, уничтожает все известные вирусы и бактерии, даже штаммы, устойчивые к антибиотикам. Одна молекула озона убивает микроорганизмы до 3500 раз быстрее, чем молекула хлора.  Озон обладает высокой эффективностью, действие озона до 600 раз сильнее, чем хлора. В отличие от всех остальных дезинфицирующих средств, после воздействия озон обратно распадается на молекулы кислорода (О2).

Тот же хлор не преобразуется в безопасные вещества, а остаётся на поверхности после дезинфекции. После хлорсодержащих веществ требуется влажна уборка. Для полного удаления озона необходимо просто проветрить объект дезинфекции, либо подождать не более часа, пока озон самостоятельно не распадётся до обычного кислорода. Дезинфекция пассажирского транспорта с помощью озонирования возможна в любое удобное время – как ночью, так и во время технологических перерывов в дневное время.

В случае использование УФ-дезинфекции на пассажирском транспорте также присутствует ряд ограничений: опасность разрушения ртутных колб от воздействия вибраций на транспорте, необходимость постоянной очистки УФ-ламп и отражателей от пыли и загрязнений, наличие большого количества затенённых от УФ-излучения участков в салоне транспортного средства. Значительное снижение до 50% эффективности работы УФ-ламп при отрицательных температурах и высокой влажности.

Таким образом метод дезинфекции озонирование обладает неоспоримыми преимуществами по отношению к другим методам дезинфекции транспортных средств:

  • не требует никаких расходных средств и материалов: озон генерируется из кислорода окружающей среды;
  • озон заполняет полностью весь объём и соприкасается со всеми поверхностями;
  • озон не оставляет после себя никаких соединений и полностью распадается до кислорода.
  • возможность применения при отрицательных температурах.
  • озон в несколько сот раз эффективнее хлора и уничтожает все известные вирусы, бактерии и их штаммы.

Единственным ограничением в использовании озона для дезинфекции стоит отнести тот факт, что в больших концентрациях он представляет серьёзную опасность для человека, так как является самым сильным окислителем, что не позволяет использовать его в дезинфицирующих дозах в присутствии людей. Данная проблема исключается за счет дополнительной системой активной безопасности, которая исключает дистанционное случайное включение системы во время движения или в присутствии людей.